Приветствую всех читателей блога ZotovS.ru
Я часто встречаю людей, которые хотят добиться успеха в жизни быстро и не прилагая больших усилий. Возможно ли добиться высокого положения, материального благополучия, авторитета, известности очень быстро как по волшебству: «Пшик и Все!» ?
А может есть какой-то секретный ингредиент в блюде под названием «Успех»? А может это гены во всем виноваты? Почему одни добиваются всего, а другие ничего? Закон Парето ли виновник? Нет, друзья мои, не только)))
Чтобы стать успешным в своей деятельности, нужно потратить на это 10 000 часов. Такую интересную теорию выдвинул Малкольм Гладуэлл, известный журналист и социолог. Изучая работы известного психолога Андерса Эриксонона и успехи многих известных личностей, Малкольм Гладуэлл написал книгу «Гении и аутсайдеры» (Почему одним все, а другим ничего), в результате и появилась ПРАВИЛО 10000 ЧАСОВ. Книга сразу стала бестселлером и пользуется небывалым спросом и по сей день.
В работе Малкольм Гладуэлл приводит в качестве примера истории успеха Моцарта, Билла Гейтса, «The Beatles», Бобби Фишера, Билл Джой Эдиссон и др. Автор книги доказывает, что добиться успеха может абсолютно каждый, все зависимости от пола, возраста, генетического набора, социального положения и др! Что же это за теория и в чем ее особенность?
Особенность правила 10000 часов в том, что именно настойчивые, регулярные, целенаправленные, систематические и упорные занятия своим делом веду к успеху! То есть выходит, что уровня гениальности может достичь абсолютно любой, если посвятит своему делу 10000 часов. Время — наша высшая валюта!
Несомненно все мы разные, все индивидуальны, способности и возможности у нас разные. Но все же если упорно трудиться и быть настойчивым в своем деле — непременно ожидает успех раньше 10000 часов или позже. Бесспорно, что умение быстро принимать решения, саморазвиваться, быстро обучаться, использовать максимально свои ресурсы и время — значительно могут сократить количество лет к успеху. Но время потраченное на достижение результата остается приблизительно 10 000 часов)))
Простой пример: вождение автомобиля. Во всех школах есть правило, где ученик должен «откатать» определенное количество часов, чтобы достичь минимального уровня мастерства для допуска его к самостоятельному вождению. Мне к примеру было очень легко учиться, было даже ощущение, что я давно уже умею ездить за рулем. И я даже не «откатала» свои положенные часы в автошколе — и уже отправили сдавать экзамен. Только потом я вспомнила, что водить ТС я умею с 13 лет. Мой первый транспорт был мотороллер, а в университете — три вида трактора, которые я тоже очень быстро усвоила. Я умею ездить на автомобиле на уровне обычного городского водителя, и мне достаточен этот уровень. А вот чтобы стать автогонщиком — это уже упорные тренировки, систематические, постоянные, без больших перерывов. Вспомните историю Михаэля Шумахера, он с 4 лет сел за руль, и уже в 5 лет участвовал в гонках! А в 23 выиграл свою первую гонку в Формуле-1, заняв 1 место!
Свой первый великий концерт Моцарт написал самостоятельно, когда ему было 21 год. На то время Моцарт уже 9 лет сочинял музыку. С малых лет он сочинял музыку, он трудился постоянно и целенаправленно.
Биллу Гейтсу пришлось провести за программированием примерно 10000 часов, только по истечению этого времени он смог добиться значительных результатов. Биллу повезло лишь в одном: он был сыном обеспеченных родителей, которые могли позволить ему купить компьютерный терминал и отдать его в лучшую элитную школу, которая могла позволить себе компьютерный клуб. В большей степени Билл работал над программированием часами и со страстью, опережая своих сверстников на три года. В книге очень интересно рассказывается о трудовых буднях юноши, поражает настойчивость парня и желание познавать новое.
«The Beatles» в 1964 году приехали в США, с этого и началось нашествие британских музыкантов на американскую сцену. Они выдали огромную серию хитов, изменившие звучание популярной музыки. Десять лет прошло с начала основания группы, как были записаны их первые знаменитые альбомы.
Вот что Леннон рассказывал о выступлениях в гамбургском стриптиз-клубе «Индра» в интервью после распада группы: «Мы становились все лучше и набирались уверенности. Иначе и быть не могло, ведь нам приходилось играть вечера напролет. То, что мы играли для иностранцев, было весьма кстати. Чтобы достучаться до них, мы должны были стараться изо всех сил, вкладывать в музыку душу и сердце. В Ливерпуле мы выступали в лучшем случае по часу, да и то играли только хиты, одни и те же на каждом выступлении. В Гамбурге нам приходилось играть по восемь часов кряду, так что хочешь не хочешь, а надо было стараться».
А вот что вспоминает Пит Бест, бывший в ту пору ударником группы: «Как только становилось известно о нашем выступлении, в клуб набивались толпы народа. Мы работали семь вечеров в неделю. Поначалу мы играли без остановки до полпервого ночи, то есть до закрытия клуба, но, когда стали популярнее, публика не расходилась и до двух часов».
Лишь Бобби Фишер стал легендарным гроссмейстером немного быстрее: на это у него ушло около 9 лет.
В своей книге Малкольм Гладуэлл пришел к выводу, что к успеху может привести не только талант и высокий уровень IQ, а упорные занятия на протяжении длительного времени. Также на успех влияет и окружение. Ни один известный музыкант, ни великий ученый, ни профессиональный спортсмен не смог бы добиться успеха, если был один или совсем без денег.
Если это правило, то как оно работает?
В книге Малкольм Гладуэлл, обосновывая правило 10000 часов, пользуется исследованием психолога Андерса Эриксона в Берлинской Академии музыки. Объектом исследования стали студенты, играющие на скрипке. Их разделили на три группы.
Первая группа – Особые, талантливые, могут стать звездами мирового масштаба.
Вторая группа – Средний уровень. Вполне перспективные и возможно даже узнаваемые специалисты в будущем.
И третья – менее профессиональная группа. Уровень школьного учителя музыки.
Далее исследования заключалось в том, что каждый ответил на единственный вопрос: сколько времени (часов конкретно) вы потратили практикуясь. От первого занятия до настоящего момента? Выяснилось, что до 8 лет у всех было примерно одинаковое: знакомство с инструментом, занятия, упражнения. Но потом появились различия
Студенты из первой группы – звезды занимались наибольшее количество часов. И у самых выдающихся студентов набралось уже 10000 часов занятий своим делом, у некоторых даже больше. Вторая группа – средние музыканты имели 4000 — 8000 часов. А третья – сомнительная группа имела за плечами не больше 4000 часов.
Проведя дальнейшие исследования Эриксон и его коллеги, убедились, что для того, чтобы добиться высокого уровня владения своим делом, достичь мастерства, нужно прикладывать усилия, упорно трудиться. Магическое число для достижения виртуозного владения профессией, любимым делом – 10000 часов.
В итоге анализа и исследований получены следующие результаты:
1. Любители – люди, которые занимались, в среднем, до 2000 часов
2. Перспективные, хорошие специалисты – временные затраты от 4000 до 6000 часов
3. Мастера – те, кто использует на свое совершенствование 10000 часов и больше.
Разница между любителями и мастерами аж 8000 часов! Это очень очень много!
Как можно применять правило 10 000 часов?
Очень просто:
1. Найти свое дело (нишу). Это дело, которым вам нравиться заниматься. Оно вызывает эмоции, страсть, постоянный интерес.
2. Поставьте цель стать экспертом. Мы уже знаем, что чтобы стать экспертом в своем деле нужно 10 000 часов продуктивной работы. Если, к примеру, заниматься по 3 часа в день, то приблизительно у вас уйдет на развитие мастерства около 10 лет. А если работать 5 часов, то значительно меньше — около 5 лет.
Но не перегружайтесь! ЦНС должна отдыхать. Я работаю в своей области в среднем по 8-10 часов в день, включая выходные. Это мое любимое дело и меня оно вдохновляет. Ищите и вы, что вам больше подходит. Занимаясь любимым делом, вы будете получать удовольствие от процесса, от роста своих знаний и умений, попадете «в поток».
3. Самое главное — это упорство и целенаправленность! Помните о том, что только настойчивый труд даст результаты. А внезапный успех — это и есть результат 10 000 часов. Просто кому-то нужно чуть больше, кому-то чуть меньше. Прочтите книгу и вы все поймете.
4. Легко не будет — будет здорово! По собственному опыту могу сказать, что занимаясь своим любимым делом, которое вас вдохновляет и дает вас силы — будет много сложностей и препятствий. Придется корректировать цель, направление к цели. Но поверьте мне — это и есть ПУТЬ ЛИДЕРА!
Так когда же правило не работает?
Как мы уже отметили, правило работает при полном включении в процесс. В этом правиле главное не количество, а качество этих 10 000 часов. То есть если вы будете выполнять упражнения или действия к своей цели механически, отвлеченно, то результат будет нулевой. Т.е. мечтать о теплых странах и о пляже на море, выполняя работу, вы не добьетесь желаемого результата.
Ныряйте с головой в свое дело! Погрузитесь в него, работайте со страстью и увлеченностью, вкладывайте душу в то, что вы делаете! Постоянно анализируйте, думайте, оттачивайте навыки, выкладывайтесь полностью, изучайте, корректируйте. Только так работает правило!
Чтобы стать профессионалом и мастером своего дела, достичь высоких результатов — нужно много трудиться оттачивая и совершенствуя свое мастерство, изучая и практикуя самые сложные стороны. Иначе ничего не выйдет.
Таким образом, 10000 часов – могучее число, способное привести вершинам успеха!
С верой в Ваш успех, Лилия Зотова))
Лилия и Денис, спасибо за столь обширную статью! Я ранее слышала про это правило, но особо не придавала значению И ведь действительно, если работать настойчиво и упорно в своем деле, то ты становишься профи! Ребенка вожу на балет, ей очень нравиться! Задумываемся о том, чтобы продолжить ее творчество в балете «Тодес». Но там берут не всех. Будем работать. Спасибо еще раз!
Марина, благодарю за отзыв. Вы большая молодец! Главное, что бы ребенку нравилось то, чем он занимается — и тогда он точно будет делать все с энтузиазмом и большим рвением! Если ребенок ходит на тренировки не охотно, а на вопросы отвечает «ну да, нравиться» — тут стоит с ребенком поговорить о том, действительно нравиться или нет. Если да — то советую работать методом поощрения за заслуги (отдельно от медалек, которые он вам приносит со школы). Это должны быть лично ваши награды.
Успеха и процветания Вам и Вашей семье!
Благодарю за статью! И ведь действительно, когда много работаешь — уже становишься экспертом)) Надо бы посчитать, сколько я уже занимаюсь своей профессиональной деятельностью 🙂 Может в учителя уже можно ;-D